Пиар и маркетинг

Коммуникация в условиях дефицита: маркетинговые стратегии в советской экономике

Советское время — это эпоха, когда дефицит товаров был постоянным явлением. Магазинные полки пустовали, а многие повседневные продукты и вещи становились недоступной роскошью для простых граждан.

Бывали времена, когда даже базовые товары, такие как колбаса, сахар или мыло, распределялись по строгим нормам и талонам.

Ну, какие там маркетинговые уловки, если в магазинах все сметалось с прилавков в мгновение ока? Порой, если не купить хлеб в нужный момент, то к вечеру можно остаться без него, так как поставка может быть уже только на следующий день. И снова прилавок пустой.

«— Ужасно, вы сейчас меня возненавидите. Хлеба нет, я его съела. На меня что-то нашло, я задумалась… Когда проснулась — уже всю булку съела.» — художественный фильм «Блондинка за углом» (1984 год)

Спроси-ка сегодня любую бабушку, живущую до 70-тых годов, кто такой «маркетолог» — вряд ли ответит, что это за «фрукт».

Во времена социализма маркетологам попросту не находилось места.

В эпоху советских времен планирование производства и распределение товаров происходило совсем по другим законам.

Ностальгия по советским брендам: когда каждый знал своего производителя

В советские времена не было такого огромного количества брендов, как в 21 веке. Люди знали и любили продукцию от определенных заводов и фабрик, таких как «Волжанка», «Красный Октябрь», «Большевичка» и другие.

Никаких фокус-групп, рекламных кампаний, продвижения брендов — ничего подобного не было. Приходи — бери с полок, что душа пожелает. Если, конечно, успеешь урвать лакомый кусок до того, как все расхватают.

Не было необходимости активно продвигать товары брендов — все эти названия были широко известны и доверялись потребителями. Люди покупали продукцию на основе привычки и доверия к известным любимым маркам, которые были на слуху.

Как же так: в магазинах — пусто, а в шкафах и холодильниках граждан — густо?

 

Именно так и было. Хотя дефицит товаров был характерной чертой советской экономики.

 

В советские времена не было профессии «маркетолог» в современном понимании. Существовали специалисты, занимающиеся распределением товаров. Их задачи и методы отличались от западных практик. У них были свои коммуникационные приемы для стимулирования спроса и управления дефицитом.

Так, в отсутствие маркетологов, сами покупатели становились настоящими экспертами по части «доставания» товаров. Не все были «чисты на руку».

«Отдельные личности» на рынке сбыта научились виртуозно манипулировать деловыми связями и создавали искусственный ажиотаж, чтобы создать иллюзию дефицита. Это был целый неписаный свод правил выживания в условиях советского дефицита.

Почему любой пиар лучше, чем его отсутствие > >

65.jpg

Как это было на самом деле — методы маркетинговой коммуникации во времена социализма

Советские люди приспособились к реалиям глобального дефицита. Неформальная коммуникация между людьми превратилась в настоящее искусство.

От умения налаживать нужные связи и оперативно обмениваться информацией зависела возможность «достать» ценный товар, но недоступный для большинства людей.

Поэтому советские граждане постоянно обменивались «ценными наводками», формируя неофициальные сети продаж. Даже простая очередь в магазин превращалась в площадку для обмена контактами и секретами «как и где достать» то или иное.

Бесконечные битвы за «дефицит»

Очереди в советских магазинах — обычное дело. За особо ценными товарами люди простаивали часами в километровых очередях. А бытовая техника, мебель или автомобили — и вовсе малодоступная роскошь, которая распределялись по специальным талонам и за особые заслуги.

Так, за новой партией телевизоров или стиральных машин выстраивались толпы, готовые буквально «драться» за право купить заветную вещь. Кто-то занимал очередь с вечера, а утром передавал место «своим». Покупатели ночевали у дверей магазинов, приносили с собой еду, питье и даже раскладные стулья, чтобы продержаться в очереди как можно дольше.

Прогнозы PRslon на 2024 год: тренды в маркетинге и PR >>

Изощренные уловки «очередников»

Чтобы гарантировать себе доступ к дефициту, граждане прибегали к невероятным ухищрениям:

  • Договаривались с продавцами о «предварительной записи».

  • Стараясь поиметь дополнительный доход, занимали очередь с вечера, а на утро продавали место в ней.

  • Нередки случаи спекуляции — создавались фиктивные очереди, а потом распределялись товары среди «блатных», с целью перепродажи по завышенной цене.

«Я не спекулянтка! Мы посредники между землей и народом!» — художественный фильм «Вокзал для двоих» (1982)

Товары «в нагрузку»

Чтобы реализовать неликвидные товары, продавцы могли объединять их в «комплекты» с ходовыми позициями. Покупатели были вынуждены приобретать весь набор, чтобы получить желаемый товар.

Знаменитая килька в томатном соусе нередко появлялась на полках магазинов рядом с шампанским или копченой колбасой. Также минтай не был особо популярен (считался едой для бедных) и его прилагали в дополнение к более ценным продуктам «в нагрузку».

Книжные издания были в цене, так как Советский Союз считался самой читающей страной. В нагрузку с ценным собранием сочинений писателя-классика шла брошюра, например, с публикацией какого-нибудь съезда ЦК КПСС.

Сарафанное радио и искусство «доставания» дефицита

Лишенные возможности рассчитывать на официальные каналы снабжения, советские граждане создали целую неформальную сеть обмена информацией о продаже дефицита — «Сарафанное радио».

Информация о поступлении «дефицита» молниеносно распространялась по «сарафанному радио».

«Сарафанное радио» стало главным средством распространения ценных сведений о поступлении дефицитной продукции в магазинах. Стоило в городе появиться слухам о новой партии телевизоров или холодильников, как эти «горячие» сведения мгновенно разлетелись среди знакомых и соседей.

«Достать по великому блату»

«Достал по великому блату» — эта фраза была настоящим рефреном повседневной жизни в Советском Союзе. Фраза звучала повсюду — в длинных очередях за скромной порцией колбасы, в кулуарах учреждений. Стала своеобразным паролем, открывающим доступ к заветным дефицитным товарам. Товары распределялись по блату только для «своих».

Одни с гордостью рассказывали, как удалось «достать» дефицитный ковер, благодаря связям. Другие — хвастались, что «по блату» удалось раздобыть импортные джинсы. Даже школьники, знали, что без «нужных людей» — никуда.

 

 

Борьба за справедливость — советская мораль: как дефицит побеждал идеологию

Связи и знакомства с теневыми распространителями дефицита ценились на вес золота. Они предлагали то, что официальные каналы снабжения не могли обеспечить: импортные джинсы, видеомагнитофоны, деликатесы из-за «железного занавеса».

Несмотря на всеобщее неприятие и осуждение спекулянтов и барыг в советском обществе, мало кто мог отказаться от заманчивого предложения «фарцовщика» — нелегального торговца дефицитными товарами. Люди, даже занимавшие высокие должности, никогда не упускали возможности приобрести желанный, но недоступный в обычных магазинах продукт.

Было принято людей, связанными с категориями: «блат», «фарцовка», «спекуляция», подвергать осуждению, как проявление коррупции. Но на практике — это было неотъемлемой частью повседневной жизни советских граждан, помогая выживать в условиях постоянных проблем в снабжении товарами.

Заключение

В условиях плановой советской экономики, где официальные каналы распределения постоянно буксовали, неформальные коммуникации и взаимопомощь стали настоящим спасением для граждан. Это была целая субкультура, основанная на изобретательности, умении «достать» дефицитные товары и взаимовыручке.

Даже в мире, где полки магазинов пустовали, советские люди находили способы решать свои бытовые проблемы, прибегая к неофициальным связям и «блату». Таким образом, неформальная экономика компенсировала недостатки плановой системы, позволяя советским гражданам выживать в условиях постоянного дефицита.

 

Эксперты компании PRslon обладают обширным опытом в разработке рекламных кампаний, которые способны привлечь внимание общественности и стать популярными в социальных сетях. Если ищете профессиональный подход к продвижению и созданию контента, способного стать вирусным и завоевать аудиторию, доверьтесь команде PRslon.

Хотите продвижение? Заказывайте статью в магазине PR Panda!

У вас есть вопросы о том, как мы можем помочь вашей компании?

Свяжитесь с нами

Отправьте нам ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    PR PANDA

    Экспертный подход к созданию контента
    Мы постоянно обучаем нашу команду и совершенствуем навыки, следим за трендами и специализируемся на текстах о продуктах и услугах для бизнеса

    Детальная проработка
    Погрузимся в ваш проект, изучим нишу, требования, конкурентов и стратегии продвижения. Предложим решения для достижения целей и успешного развития в СМИ

    Сроки и процесс
    Грамотно управляем временем, ставим дедлайны, сможем подстроиться под ваш график работы. Журналисты и редакторы всегда на связи и готовы ответить на ваши вопросы

    КОНТАКТЫ

    Телефон: +7 (499) 346-89-22
    Email: hello@prpanda.ru

    Адрес: Москва, Большой Овчинниковский пер. 11