Пирамида экспертности: как это выглядит?
Речь о Пирамиде Роберта Дилтса. Решение всегда лежит на несколько уровней выше проблемы.
Ярусы пирамиды, начиная с верхушки:
- Миссия или цель. Для чего я это делаю? Кто будет рад, если я достигну цели?
- Идентичность. Кто я такой? Что скажите, когда цель будет достигнута?
- Ценности. Во что я верю, какие у меня убеждения? Как изменится жизнь, после достижения цели?
- Способности. Как я выбираю? Какие нужны навыки, компетенции и умения для исполнения мечты?
- Поведение. Как я действую? Какие шаги предпринимаю?
- Окружение. Что я получаю? Когда планируете достичь цели? Кто будет рядом?
Пирамида Дилтса используется не только в коучинге, но и для решения личных проблем, взаимодействия с социумом.
Выбираете ступень, где находится проблема, и поднимаетесь вверх, находя решение.
Например, ступень способности. Человек идет проторенным путем, и в итоге выгорает. Решение — поведение. Чтение спец литературы и посещение тренингов.
Пользуйтесь пирамидой, если нужна оценка перспектив.
Кто я? В чем моя сила? И какие у меня ключевые скиллы?
Переходим к признакам
№1 Я создаю контент или придумал авторскую методику
К экспертному контенту относятся не только статьи в блогах, социальных сетях или СМИ. Сюда же добавим:
- кейсы;
- выступления на публике: конференциях, симпозиумах и т.д.;
- вебинары;
- рассылка;
- исследования;
- личный бренд;
- мастер классы;
- PR продвижение и подкасты.
Если экспертный контент представлен узкой нишей, то и запросов меньше — минус, конкуренции практически нет — это плюс.
№2 Я могу блеснуть экспертизой, передать глубину и уникальность продукта
Почему менеджеры не продают без эксперта? У них не хватит аргументов.
№3 У меня есть сильные проекты, которые оформлены в кейсы
Эксперт говорит, а люди доверяют и покупают.
№4 Мой доход вырос и продолжает расти
К экспертам выстраиваются очереди из клиентов и партнеров. Нет ощущения потолка, наоборот, идет активный рост и развитие личного бренда.
№5 Описываю тренды, интерпретируя их по своему
Это грамотно. Аудитории нужно знать, что происходит в нише, что нового. Потребитель не хочет анализировать, он делегирует вопрос вам, как эксперту. В руках мастера расширить картину их мира, добавив эксклюзивных красок.
№6 Не сотвори себе кумира, а нарисуй врага
В мире массмедиа, да и вообще в психологии, есть белое и черное, добрый и злой полицейский. Публика решает, какую занять сторону. Так и эксперт подбирает образ неприятеля, альтер эго. Аргументами и доводами он «бомбит» врага, завоевывая свою армию поклонников.
№7 Делаю ставку на визуальный контент
Продвинутые эксперты знают статистику британских ученых. Большинство людей — визуалы. Заманиваем их не калачом, а красивыми тематическими картинками.
№8 Я могу передавать свои знания
Эксперты знают, что они хороши в своей сфере. Это чувствуется в манере говорить и держаться. Эксперты искренне кайфуют от своего детища и готовы обучать других. Они потратили много времени на изучение. Мнение эксперта — авторитетно. Поэтому журналисты рады видеть ваши комментарии в СМИ.
№9 Признаю, что ошибки — опыт.
Не ошибается тот, кто не живет. Эксперт учится, интересуется и получает опыт. Компетентность повышается, а у эксперта в багаже появляются истории, обрастающие тем самым «мясом», о котором обмолвились в начале материала.
О наболевшем: как психология мешает экспертности?
Что мешает крутым специалистам продвигаться и становиться экспертами?
- Синдром самозванца и эффект Даннинга-Крюгера. У людей с высоким уровнем ответственности просыпается внутренний критик. Он говорит: «не на 100% вкладываешься», «ты еще не готов», «есть те, кто знают больше тебя», «где образование», «об этом уже миллион раз написали до тебя». Чем успешнее становитесь, тем больше погружаетесь в негативные мысли. В реализованных проектах ищите недостатки, не концентрируясь на достоинствах.
- Установки — плохо рассказывать об успехе. Неловко писать о себе в контексте «какой я классный».
- Стыдно продавать. Экспертность есть, но продающего элемента — нет. Клиенты проходят мимо.
- Экспертность — обязательно новое, писать о чем и другие — не стоит. Это заблуждение, создающие в голове «потолок».
- Боязнь критики и осуждения. Набегут хейтеры и начнется «прессинг». С негативом тоже можно работать и вполне успешно. Как пел один эпатажный артист: «вы можете забрать мой бизнес, но не заберете хейтеров». Хорошие новости — 2% пользователей оставляют негативные комментарии, а 80% — запоминают вас как эксперта. Ощутимая разница?
Глаголом зажигать экспертность
Это просто. Уложим модель экспертности в 6 глаголов:
- анализируем;
- синтезируем;
- сравниваем;
- обобщаем;
- конкретизируем;
- подводим к аналогии.
Вы нащупали свою нишу, подтвердили экспертность — пора заниматься продвижением. Хорошо работает PR, а именно продвижением в СМИ, СМИ блогах, социальных сетях. Пиарщики стараются поместить экспертный материал на большинстве площадок. И делают это системно, регулярно и четко.
PRslon — ваш отдел на аутсорсе. У нас ключи от всех дверей СМИ.