Что приходит на ум сразу, как только вы слышите слово “Париж”? Конечно, она: великая и прекрасная Эйфелева башня — высочайшее сооружение столицы Франции и самая фотографируемая достопримечательность в мире.
Были времена, когда красота и совершенство Эйфелевой башни активно оспаривались, да и сегодня не все сходятся во мнениях: для одних это олицетворение торжества технической мысли и воплощенная эстетичность, другие же не находят в силуэте башни ничего привлекательного и утверждают, что фантастический успех строения — всего лишь результат поднятой при строительстве шумихи и маркетинговых усилий в последующие годы.
Так или иначе, Эйфелева башня — один из интереснейших символов Франции со своей уникальной историей.
В конце XIX века создавалось множество изобретений: в те времена человечество осознало, что инженерная мысль способна изменить мир и решить практически любые задачи — даже те, что казались невыполнимыми. Так и началась история легендарной “железной мадемуазель”.
Придумана для будущего
В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, приуроченная к столетию Великой французской революции. Чтобы показать миру, каких научных и технических высот смогла достичь Франция за эти 100 лет, парижские власти приняли решение построить архитектурное чудо, аналогов которому нет ни в одной другой стране.
Для этого объявили конкурс среди инженеров и проектных бюро — и одним из тех, кто решил представить свой проект на рассмотрение, был инженер и специалист по строительству мостов Гюстав Эйфель.
Интересно, что проект будущей башни из кованого железа с открытой решеткой создавался не для конкурса — он был разработан задолго до этого и просто лежал, ожидая своего часа. Кроме самого Эйфеля, в работе над чертежами принимали участие его коллеги Морис Кёшлен и Эмиль Нугье. Рабочее название проекта было простым — “300-метровая башня”, а имя Эйфеля ей присвоили уже после возведения, хотя сам он никогда не называл ее так.
Безупречно спроектирована
Итак, конкурс для всех инженеров Франции был объявлен в 1886 году — за 3 года до выставки, чтобы успеть преобразовать Париж, внеся в его облик современные акценты.
При этом высокие строения из камня не рассматривались: все помнили историю Вашингтонского монумента высотой 169 метров, возведение которого потребовало невероятных ресурсов.
Этот опыт, а также научные вычисления и инженерные расчеты убедительно доказали, что игра не стоит свеч, а камень — не лучший материал для строительства высотных зданий.
Металлическая башня Эйфеля — необычная внешне, устойчивая, практичная и относительно простая для монтажа — показалась организаторам конкурса лучшим претендентом на победу. Эйфель тщательно проработал проект, внеся множество изменений, и с инженерной точки зрения башня действительно практически безупречна.
Построена в рекордные сроки
Высочайшее мастерство Эйфеля, как инженера, подтверждает и тот факт, что строительство башни заняло лишь чуть более двух лет. C учетом несовершенства технологий того времени это была по-настоящему рекордная скорость. Это стало возможным благодаря точным расчетам и детальным чертежам, где все особенности конструкции были продуманы и прописаны до мелочей.
Кроме того, детали башни были изготовлены задолго до их монтажа, и это тоже помогло достроить башню вовремя. Конечно, для этого была необходима совершенная точность расчетов и размеров — и проекты бюро Эйфеля славились этими качествами.
Высота готовой башни (без учета телевышки на вершине) была 313 метров. Это был мировой рекорд на долгие годы, в два раза выше купола собора Святого Петра в Риме и Великой пирамиды в Гизе. При этом башне не страшен никакой, даже самый сильный ветер. При штормовых порывах до 180 километров в час верхушка Эйфелевой башни не отклонялась более чем на 10 сантиметров.
И вот, 31 марта 1889 года, Гюстав Эйфель и представители Парижского совета поднялись по ступеням на верхнюю площадку шпиля, чтобы торжественно поднять на башне флаг Франции. Уже после этого был торжественный митинг, благодарственные речи, премии для участвовавших в строительстве рабочих и звание кавалера Ордена Почетного легиона для самого Эйфеля.
Осуждена парижской общественностью
Некоторые парижане считали башню чрезмерно промышленной и несоответствующей красоте исторической столицы.
Писатель Эмиль Золя описывал её как «чудовище из железа», а Александр Дюма выразил уверенность, что она «превратит Париж в мертвый город».
Критиковали ее и другие — в 1887 году многие уважаемые личности, включая; Гюстава Флобера и Шарля Гардена, подписали протестное письмо против строительства башни, где назвали ее “ненавистной колонной из железа и винтов, которая простирается над всем городом, как чернильная клякса».
Кто-то и вовсе величал башню “гигантской дымовой трубой” из-за ее необычной конструкции. По словам Гюстава Эйфеля, и четырехугольное основание, и искривленные внешние стороны были необходимы для устойчивости сооружения, иначе башня рухнула бы от первого же шквалистого ветра. Каждый изгиб башни — результат тщательных математических расчетов и требований эстетики.
Признана мировым культурным наследием
С течением времени недовольство парижан уступило место восхищению, а Эйфелева башня стала неотъемлемой частью парижского ландшафта и культуры — не просто символом города, но и французской национальной гордостью, воплощением смелости и инноваций.
Сегодня Эйфелева башня — одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире, уникальное культурное и архитектурное явление.
Она привлекает миллионы туристов каждый год, вдохновляя людей со всего мира.
Обласкана в медиа и литературе
Однако роль медиа и массовой культуры в формировании статуса Эйфелевой башни как символа Парижа также сложно переоценить. Фильмы, рекламные кампании, обложки журналов, литература — все они используют образ башни для укрепления связи с Парижем и всемирно известным образом Франции.
Эйфелева башня стала брендом, который ассоциируется с изысканностью, романтикой и культурным наследием. Башня стала неотъемлемой частью парижской культурной и развлекательной жизни.
Представить себе экскурсию по французской столице без прогулки вокруг башни или подъема на ее вершину давно уже невозможно — как, впрочем, и панораму Парижа без этого изящного силуэта в небе.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!